Средства обучения и воспитания

Методические пособия

1.Социально-коммуникативное развитие

1.1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – Москва: ТЦ Сфера, 2003.

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3–7 лет).

Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – Москва: Аркти, 2003.

Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3–5 лет / Сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: Корифей, 2006.

Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Метенова Н.М. Доброе утро, малыши! – Рекомендации по организации работы с детьми в утренние часы. – Ярославль: ИПК Индиго, 2009.

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – Москва: Аркти, 2003.

Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – Москва: Просвещение, 1987.

Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе. – Москва: Новая школа, 1997.

Сорокина А.И., Батурина, Е.Г. Игры с правилами в детском саду. – Москва: Просвещение, 1970.

Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3–5 лет в игре. – Москва: Просвещение, 1984.

Шипицына Л.М, Защиринская О.В, Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2003.

1.2. Ребенок в семье и обществе

Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.

Воспитателю о работе с семьей. / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – Москва: Просвещение, 1989.

Голицина Н.С. Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – Москва: Скрипторий 2003, 2006.

Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2008.

Метенова Н.М. Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях. – Ярославль: ИПК Индиго, 2009.

Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – Москва: Скрипторий 2003, 2008.

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4–7 лет.– Москва: Мозаика-Синтез, 2012.

Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – Москва: Просвещение, 1991.

Шорыгина Т.А. Беседы об этикете с детьми 5–8 лет. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.

Рябцева С.В., Спиридонова И.В. Формирование психологической готовности к школе. – Москва: Скрипторий 2003, 2003.

1.3. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – Москва: Просвещение, 1983.

Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3–7 лет.

Макаренко А.С. Трудовое воспитание. – Минск: Народная асвета, 1977.

1.4. Формирование основ безопасности

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002.

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3–7 лет).

Белая К.Ю., Сахарова В.С., Куцакова Л.В. Как обеспечить безопасность дошкольников. – Москва: Просвещение, 2001.

Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011.

Данилова Т.И. Программа «Светофор». – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009.

Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях / Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2008.

Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – Москва: ТЦ Сфера, 2010.

Правила дорожного движения для детей 3–7 лет / Авт.-сост. Г.Д. Беляевскова и др. – Волгоград: Учитель, 2013.

Прилепко Е.Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – Москва: Скрипторий 2003, 2008.

Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3–7 лет).

Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – Москва: Просвещение, 1978.

Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – Москва: Скрипторий 2003, 2008.

Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011.

2. Познавательное развитие

2.1. ФЭМП (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени)

Алтхаус Д., Дум Э. Цвет. Форма. Количество. – Москва: Просвещение, 1984.

Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008.

Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – Москва: Знание, 1993.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. – Воронеж: Учитель, 2004.

Голубина Т.С. Чему научит клеточка. – Москва: Мозаика-Синтез, 2003.

Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5–6 лет / Под ред. А.А. Столяра. – Москва: Просвещение, 1991.

Литературный материал с математическим содержанием / Под ред. Михайловой 3.А., Непомнящей Р.Л.— Санкт-Петербург: ЦВПО, 2005.

Математика от трех до шести: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. – Санкт-Петербург: Акцент, 1996.

Метлина Л.С. Математика в детском саду. – Москва: Просвещение, 1984.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – Москва: Книга по требованию, 2012.

Михайлова З.А. Математика от трех до шести. – Санкт-Петербург: Акцидент, 1995.

Моисеева М.Ф., Федорова А.И. Сказочная угадайка. – Санкт-Петербург: Смарт, 1996.

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002.

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа (3–4 года).

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа (4–5 лет).

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа (5–6 лет).

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

Рихтерман Т.Д. Формирование представление о времени у детей дошкольного возраста. – Москва, 1991.

Сербина Е.В. Математика для малышей. – Москва: Просвещение, 2000.

Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – Москва: Просвещение, 1973.

Фидлер М. Математика уже в детском саду / Пер. с польского О.А. Павлович. – Москва: Просвещение, 1981.

Щербакова Е.И. О математике малышам. – Киев: Рад. школа, 1984.

2.2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности (познавательно-исследовательская деятельность, сенсорное развитие, дидактические игры, проектная деятельность)

Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. под ред. В.В. Юртайкина. – М.: Просвещение, 1984.

Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада. – Воронеж: Учитель, 2006.

Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – Москва: Просвещение, 1978.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4–7 лет).

Гин С.А. Занятия по ТРИЗ в детском саду. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.

Давайте поиграем! / Под ред. А.А. Столяра. – Москва: Просвещение, 1991.

Дидактические игры в ДОУ (младший возраст)/ Авт.-сост. Е.Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.

Дыбина О.В. Говорим, измеряем, преобразуем. Игры-занятия для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2013.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – Москва: Сфера, 2015.

Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? – Москва: Просвещение, 1991.

Зак А.З. Как гусеница и муравей в гости ходили: Интеллектуальная игра для дошкольников. – Москва: изд. Российского открытого ун-та, 1991.

Ковалев В.И. Развивающие игры: 10 шагов к успеху: Для старшего дошкольного возраста. – Москва: Просвещение, 2000.

Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – Москва: Просвещение, 1982.

Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5–7 лет).

Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – Москва: Просвещение, 1985.

Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009.

Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми 4–5 лет. – Санкт-Петербург: Паритет, 2006.

Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3–7 лет).

Синицына Е.Н. Умные загадки. – Москва: Лист, 1998.

Синицына Е.И. Умные занятия. – Москва: Лист, 1998.

Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – Москва: Просвещение, 1983.

Тарабарина Т.И., Елкина Н.В.  И учеба, и игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.

Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке.

Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – Москва: Линка-Пресс, 2006.

2.3. Ознакомление с предметным окружением

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Младшая группа. – Москва: ЦГЛ, 2005.

Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3–5 лет. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2004.

Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2001.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа (3–4 года).

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа (4–5 лет).

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа (5–6 лет).

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005.

Дыбина О.В. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников. – Москва: Сфера, 2001.

Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ Сфера, 1999.

Скоролупова О.А. Покорители космоса. – Москва: Скрипторий 2003,  2003.

2.4. Ознакомление с социальным миром

Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. – Санкт-Петербург: Паритет, 2005.

Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – Москва: Аркти, 2003.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа (3–4 года).

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа (4–5 лет).

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа (5–6 лет).

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005.

Зацепина М.Б. Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5–7 лет. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008.

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. – Москва: Скрипторий 2003, 2010.

Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию) – Москва: Скрипторий 2003, 2006.

Милохина С.В. Знакомство дошкольников с мифами Древней Греции. – Москва: ЦГЛ, 2004.

Новицкая М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. – Москва: Линка-Пресс, 2003.

Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008.

Толкачева Т.Ю. Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012.

2.5. Ознакомление с миром природы

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015.

Воронкевич О.А. Что и как познает ребенок о братьях наших меньших. – Санкт-Петербург: ЛГОУ, 1995.

Иванова А.И. Экологические наблюдения и экспериментирование в детском саду. Мир растений. – Москва: ТЦ Сфера, 2010.

Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – Москва: Просвещение, 1988.

Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – Москва: Просвещение, 1981.

Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983.

Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – Москва: Линка-Пресс, 2004.

Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2015.

Латынова Н. Сказки Земли. Синицына Е. Сказочная географическая Азбука. – Москва: Лист, 1999.

Лучич М.В. Детям о природе. – Москва: Просвещение, 1989.
Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. – Москва: Лист, 1999.

Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – Москва: Просвещение, 1989.

Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1996.

Наблюдения и труд детей в природе. Пособие для воспитателей детского сада / Сост. А.Ф. Мазурина. – Москва: Просвещение, 1976.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – Москва: Просвещение, 2002.

Познание мира растений: занятия с детьми 4–7 лет / Авт.-сост. М.Н. Сигимова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5–10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.

Ребенок и окружающий мир: занятия на прогулке. Старшая группа / Сост. А. А. Машкова. – Волгоград: Корифей, 2008.

Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники. – Москва: Линка-Пресс, 2002.

Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». – Москва: Скрипторий 2003, 2006.

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. – Москва: Мозаика-Синтез, 2009.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3–4 года).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа (4–5 лет).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа (5–6 лет).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

Труд и наблюдения в природе / Авт.-сост. А.Ф. Мазурина. – Москва: Просвещение, 1967.

Уланова Л.А., С.О. Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3–7 лет. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2008.

Фисенко М.А. Природа вокруг нас. Разработки занятий. Младшая и средняя группы. – Волгоград: Корифей, 2008.

Фисенко М.А. Природа вокруг нас. Разработки занятий. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: Корифей, 2008.

Четыре времени года: Книга для воспитателей детского сада / Составители: В.В. Бианки, С.А. Веретенникова, А.А. Клыков. – Москва: Учпедгиз, 1949.

Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? – Москва: Гном и Д, 2014.

Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? – Москва: Гном и Д, 2014.

Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? – Москва: Гном и Д, 2014.

Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? – Москва: Гном и Д, 2014.

3. Речевое развитие

3.1. Развитие речи (развивающая речевая среда, формирование словаря, ЗКР, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте)

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – Москва: ТЦ Сфера, 2003.

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – Москва: Просвещение, 1991.

Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – Москва: Просвещение, 1974.

Бородич А.М. Методика развития речи детей. – Москва: Просвещение, 1981.

Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – Москва: Скрипторий 2003, 2008

Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – Москва: Мозаика-Синтез, 2012.

Введенская Л.А. Что ни звук, то и подарок: Рассказы о звучащей речи. – Москва: Новая школа, 1996.

Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1999.

Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1976.

Гусарова Н.Н. Беседы по картинке. Времена года. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа (3–4 года).

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4–5 лет).

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа (5–6 лет).

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008.

Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Вторая младшая группа. – Москва: Центр педагогического образования, 2009.

Караменко Т.Н., Караменко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. – Москва: Просвещение, 1982.

Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3–4 лет. – Москва: Гном-Пресс, 1998.

Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6–7 лет. – Москва: Гном-Пресс, 1998.

Колодяжная Т.П., Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2002.

Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. – Санкт-Петербург: Паритет, 2001.

Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – Москва: Просвещение, 1982.

Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. – Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009.

Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. – Санкт-Петербург: Корона-Век, 2012.

Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. – Москва: Мозаика-Синтез, 2007.

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – Москва: Мозаика-синтез, 1988.

Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – Волгоград: Учитель, 2002.

Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – Москва: ТЦ Сфера, 2009.

Мурашковская И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. – Санкт-Петербург: ТРИЗ-ШАНС, 1995.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1998.

Обучение дошкольников пересказу. Средняя группа: Учебно-методическое пособие. – Москва: Центр педагогического образования, 2014.

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями.– Москва: Школьная Пресса, 2004.

Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009.

Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – Москва: Просвещение, 1976.

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ). – Москва: Аркти, 2010.

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технология ТРИЗ). – Москва: Аркти, 2009.

Синицына Е.И. Умные слова. – Москва: Лист, 1997.

Синицына Е.И. Умные стихи. – Москва: Лист, 1997.

Сорокина Н.Ф Играем в кукольный театр: Программа «Театр, творчество, дети». – Москва: Аркти, 2004.

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – Москва: Просвещение, 1991.

Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.C. Звукарик. – Екатеринбург: Литур, 2004.

Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3–5 лет. – Москва: ТЦ Сфера, 2010.

Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2007.

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5–6 лет. – Москва: Вентана-Граф, 2010.

Формирование художественно-речевых навыков у детей 5–7 лет / Сост.: Т.М. Пименова, В.В. Архипова. – Волгоград: Учитель, 2014.

Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного произношения. – Москва: Просвещение, 1989.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Санкт-Петербург: Лань, 1998.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва: Просвещение, 1988.

Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – Москва: ТЦ Сфера, 2009.

3.2. Художественная литература

Агапова И.А., Давыдова М.А. Литературные игры для детей. – Москва: Лада, 2006.

Белоусова Л.Е. Добрые досуги: По произведениям детских писателей. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2003.

Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008.

Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – Москва: Просвещение, 1983.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – Москва: Линка-Пресс, 2003.

Литература и фантазия / Сост. Л.Е. Стрельцова. – Москва: Просвещение, 1992.

Сухин И.Г. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие: Литературные викторины для дошкольников и младших школьников. – Москва: Новая школа, 1996.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3–4 года.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4–5 лет.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5–6 лет.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6–7 лет.

Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. – Москва: ТЦ Сфера, 2010.

Шорыгина Т.А. Стихи к детским праздникам. – Гном и Д, 2007.

4. Художественно-эстетическое развитие

4.1. Приобщение к искусству

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002.

Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013.

Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2001.

Соломенникова О.А. Ознакомление детей с народным искусством.

Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – Москва: Скрипторий 2003, 2005.

Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – Москва: Учпедгиз, 1961.

4.2. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, прикладное творчество)

Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. – Москва: Лист, 1998.

Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – Москва: Лист, 1998.

Гусакова М.А. Аппликация. – Москва: Просвещение, 1982.

Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – Москва: Скрипторий 2003, 2007.

Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Москва: Скрипторий 2003, 2008.

Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – Москва: Скрипторий 2003, 2006.

Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. – Москва: Скрипторий 2003, 2006.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – Москва: Скрипторий 2003, 2008.

Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2–4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – Москва: Просвещение, 1992.

Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. – Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2005.

Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2003.

Дубровская Н.В. Игрушки из ладошки. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004.

Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. – Москва: Просвещение, 1996.

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией. – Москва: Просвещение, 1985.

Козлина А.В. Уроки ручного труда в детском саду. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (3–4 года).

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (4–5 лет).

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5–6 лет).

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников.

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – Москва: Просвещение, 1978.

Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – Москва: Педагогическое общество России, 2005.

Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2003.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – Москва: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – Москва: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – Москва: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – Москва: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009.

Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – Москва: ТЦ Сфера, 2001.

Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2002.

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. – Москва: Просвещение, 1991.

Обучение детей рисованию / Под ред. С.В. Парафеевой. – Москва: Просвещение, 1972.

Петрова И.М. Аппликация для дошкольников. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007.

Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002.

Петрова И.М. Объемная аппликация. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007.

Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – Москва: ТЦ Сфера, 2006.

Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги. – Москва: Скрипторий 2003, 2008.

Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва: Просвещение, 1973.

Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Изобразительное искусство. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду. – Москва: Просвещение, 1986.

Шайдурова Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010.

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты. – Москва: Владос, 2006.

Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – Москва: Просвещение, 1999.

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет. – Москва: Гном и Д, 2007.

4.3. Конструктивно-модельная деятельность

Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. – Москва: Просвещение, 1984.

Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – Москва: Просвещение, 1976.

Комарова Л.Г. Строим из Lego. – Москва: Линка-Пресс, 2001.

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа (4–5 лет).

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа (5–6 лет).

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

Лиштван З.В. Конструирование. – Москва: Просвещение, 1981.

Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. – Москва: Просвещение, 1961.

Нечаева В.Г., Корзакова Е.И. Строительные игры в детском саду. – Москва: Просвещение, 1966.

Ремезова Л.А. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. – Москва: Школьная пресса, 2004.

Тарабари Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль: Академия развития, 1997.

4.4. Музыкальная деятельность (в том числе восприятие музыкального искусства)

Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – Москва: Педагогическое общество России, 2005.

Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург: Композитор, 2011.

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – Москва: Скрипторий 2003, 2010.

Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. – Санкт-Петербург: Музыкальная палитра, 2005.

Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. – Москва: Айрис-Пресс, 2005.

5. Физическое развитие

5.1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века. – Москва: Аркти, 2003.

Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья для дошкольников и младших школьников. – Москва: ТЦ Сфера, 2000.

Борисова Е.Б. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. – Волгоград: Панорама, 2006.

Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – Москва: Скрипторий, 2008.

Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – Москва: Аркти, 2000.

Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2005.

5.2. Физическая культура (в том числе подвижные игры)

Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – Москва: Айрис-Пресс, 2008.

Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Растим здорового ребенка. Новые стандарты. – Москва: Перспектива, 2011.

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3–7 лет.

Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – Москва: Просвещение, 1983.

Головчинер О.Д. Утренняя гимнастика под музыку. – Москва: Просвещение, 1984.

Конторович М.М., Михайлова Л.И. Подвижные игры в детском саду. – Москва: Учпедгиз, 1957.

Лайзане Я.С. Физическая культура для малышей. – Москва: Просвещение, 1987.

Луконина Н.Н., Чадова Л.Е. Физкультурные праздники в детском саду. – Москва: Айрис-Пресс, 2007.

Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б., Воробьева О.И. Спортивные праздники и развлечения. Сценарии. – Москва: Аркти, 2001.

Муллаева Н.Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010.

Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. – Москва: Просвещение, 1983.

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Младшая группа (3–4 года).

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Средняя группа (4–5 лет).

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа (5–6 лет).

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3–7 лет.– Москва: Владос, 2002.

Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3–5 лет. – Москва: Владос, 2003.

Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5–7 лет. – Москва: Владос, 2001.

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – Москва: Мозаика-Синтез, 2004.

Сборник подвижных игр / Автор-составитель Э.Я. Степаненкова

Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – Москва: Просвещение, 1986.

Утренняя гимнастика под музыку / Сост.: Е.П. Иова, А.Я. Иоффе, О.Д. Головчинер. – Москва: Просвещение, 1984.

Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010.

Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. – Москва: Просвещение, 1984.

Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. – Москва: Просвещение, 1983.

Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013.

Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010.

Шебеко В.Н. Вариативные физкультурные занятия в детском саду: старший дошкольный возраст. – Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

Наглядно-дидактические пособия, электронные образовательные ресурсы, рабочие тетради представлены в рабочих программах воспитателей всех возрастных групп, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда.